Как стать симрейсером
Как собрать кокпит симрейсинга
Хочу рассказать свою историю этой осени-зимы, как я собрал дома настоящий кокпит для симрейсинга. Начну с того, что я старый аки говно мамонта, и мне тупо уже неинтересно играть в игры привычных жанров: экшны, РПГ, стратегии (кроме шахмат) – все это я видел сотни раз и все надоело до одури, и, запуская новый проект из Стима, я очень быстро устаю и перебегаю на новый, который также быстро бросаю. Про Doom я вообще молчу – он надоел еще тысячи лет назад, и для меня, как ты понимаешь, это «работа», а не «развлечение».
Старенький, но вполне годный руль Acme Racing Wheel RS
И вот мне сильно не хватало действительно качественного развлечения, даже ближе к аттракциону – кино и сериалы тупо не мое, не знаю, даже почему. Книжки читать – хорошо бы, да я слишком тупой и ленивый, так что как-то так получилось, что летнюю премию я просадил на бандл руль + педали + шифтер (КПП) Logitech G29, причем по весьма демократичной цене (итоговый счет проекта будет в конце).
В Форзу вполне норм, если не с чем сравнивать
Вообще кататься с рулем и педалями я начал еще в 2016 году, когда купил себе на новый год пластиковый noname-руль Acme Racing Wheel RS – модель оказалась весьма надежной и удачной, поэтому даже в 2023 я катался с ним в ATS/ETS2 и Forza 4/5. Но, само собой, это просто игрушка с оборотом баранки около 240 градусов (у G29 оборот 900 градусов). Ну и до этого руля я время от времени катал в гоночки, правда, на геймпаде, но чисто по приколу – сойдет. А если обернуться еще сильней в прошлое, то в NFS Underground и Most Wanted, а также в Дальнобойщики 2 я играл до дыр вообще на клавиатуре и не минусовал.
Новый кожаный и металлический монстро!
И вот я купил руль с обратной связью Logitech G29 – эдакого монстра, если сравнивать с веселеньким оранжевым Acme Racing Wheel RS. Брал бандл на Озоне, собственно, весь кокпит собран на этом маркетплейсе – что-то нашел у продавцов в РФ, что-то заказывал через Озон из Китая, оказалось, весьма удобно и довольно быстро. Раньше я крепил руль на стол на липучках, но в этот раз такой прикол бы не прошел: да, у G29 есть мощные кронштейны для крепления на столе, но мой стол довольно мудацкий, и крепить к нему ничего бы не получилось, да и я на тот момент еще даже не знал такого слова «симрейсинг», и рассматривал эту покупку просто так – ну покатаюсь немного, потом сниму руль со стола и поиграю в что-то другое. Ха, наивный.
Катаем с Уральскими пельмешами на фоне
В общем пришлось заказывать стойку Mooby VR – по виду она внушала доверие, в отличие от аналогов за тот же бюджет, отзывы также подтверждали достойное качество. Это было начало всего проекта – я тогда и понятия не имел, сколько вложу сил и денег в него, и какой результат получу. Из-за осенних скидок доставка с Озона шла очень медленно, и я даже немного переживал, что заказы могут отменить, ведь народ скупал все, и руль со стойкой, после их покупки мной, довольно быстро вылетели из наличия по старым ценам.
Кошко довольна!
Но вот наступил долгожданный день X – мне привезли стойку и руль, начинаю собирать. Все очень дружелюбно, конструкции металлические, сам руль очень тяжелый, баранка железная и обтянута натуральной кожей! Ну, сравнивать Logitech G29 с Acme Racing Wheel RS и ему подобными дешевыми китайскими игрушечными рулями – нет никакого смысла вообще. Эффект от собранной стойки с рулем с обратной связью был настолько мощным, что я понял – это то, что я хотел и это то, чем я хочу заниматься на текущий момент своей жизни.
Можно и с кальянчиком
Что произошло дальше? Я играл. Много. Начал с довольно простых ATS и ETS2, в которых первое время катал на автоматической КПП, потому что тупо не мог разобраться в передачах грузовиков. Могу сказать – это было глупым решением, надо было сразу посмотреть мануал на 40 минут, где водитель тягачей рассказывает принцип переключения передач в тех или иных грузовиках, и после этого я въехал в тему, но это было значительно позже, где-то через полтора месяца после покупки нового руля. Следовательно, кататься на автоматическом КПП, имея бездействующий шифтер от Logitech (тоже обтянут кожей), мне было как-то скучно, поэтому я побежал в Forza 5, которая дружелюбно распахнула объятия, настроив все за меня – просто сел и поехал. Так я и в нее катал и катаю до сих пор – да, она аркадная, но мне норм.
Топ-мод для шифтера – четки для четкой катки!
Практически сразу я решил модернизировать свое игровое место: стандартное модное игровое кресло на колесиках не подходило из-за своей подвижности и была ситуация, когда я жму педали, и тупо откатываюсь на колесиках назад лол. Да, позже я нашел крепления-блокираторы для кресел с колесиками, но посчитал это не самым лучшим вариантом, ведь кресло продолжит крутиться по своей оси, а колесики могут выходить из пазов крепления – короче, я купил заниженное кресло, так называемое садовое, с глубокой посадкой. Учитывая, что мой 35-дюймовый монитор как будто нависает надо мной – такой эффект усилил качество ощущения от игры.
Приколхоженный китайский ручник на левый металлических профиль
Что дальше? Мне потребовался ручник – захотелось мне дрифтить, пока не очень получается, но «ментовской разворот» на высокой скорости получается просто шикарно. Ручник я заказывал из Китая в Озоне, привезли через месяц, но в момент его заказа сразу стал вопрос о креплении – мне нужно что-то колхозить к стойке, найти какой-то вариант. В будущем я встретил аддон для этой стойки, на который позже поставлю секвентальный шифтер, но в момент заказа ручника я такого аддона для стойки не видел (оно и к лучшему, иначе бы не было секвенталки!), поэтому заказал интуитивно металлический профиль для кокпита в надеже, что обилие его отверстий позволит мне ХОТЬ КАК-ТО закрепить его и ручник. У меня даже не было гарантий, что я смогу все это дело подружить, поэтому рассматривал возврат, совершенно без сожаления, мол, и так собрал норм игровое место.
Катаем с ручником
Но звезды сложились в мою сторону, и металлический профиль идеально подошел для крепления к штатной подставке шифтера – на него с помощью болтов и стяжек (речь фактически идет о дендро-фекальной модернизации) я прихреначил ручник, который меня вполне устраивает. Конструкция металлическая, дергается плавно, но с небольшим усилием, срабатывает на 100% и может работать по факту любой кнопкой – винда такие штуки определяет, грубо говоря, как геймпад с одной или несколькими кнопками, которые можно переназначить в игре. Например, купив изначально секвентальный шифтер с двумя нажатиями (в ручнике одно), я мог бы при желании секвенталку сделать ручником. Ну это так, просто вариант, который по факту такой себе, в конце концов – симрейсинг это не про экономию, а про клевые штуки и их моды.
Сравнение штатной баранки G29 и настоящей дрифтовой
Путешествуя по просторам Ютуба, я встретил решения по модернизации руля Logitech G29, где парни меняли штатную баранку на любую настоящую. Я загорелся этой идеей, судя по видосам процесс замены не занимал более получаса, и я морально был готов рискнуть потерять гарантию и кирпичнуть новенький и не самый дешевый руль (хотя симрейсеры относят G29 к бюджетному сегменту, что в принципе справедливо – к примеру, продукция бренда Moza стоит в несколько раз дороже).
Итоговый вид кокпита с новой баранкой
Заказав на Озоне дрифтовый руль с диаметром 35 см и вылетом 9 см, я также заказал крепеж для руля на базу G29 и новые лепестки, ведь баранка станет больше и штатные лепестки с таким модом были бы чересчур мелкими и практически не юзабельными. В день доставки мне было лень всей этой кухней заниматься, но я не стал откладывать дело на следующий день, ведь я посмотрел кучу видосов с заменой баранки – относительно быстро и просто. Ага, хрен там, я провозился больше трех часов и проклял все на свете. Я на каждом шагу сталкивался со сложностями в демонтаже штатного руля с базы Logitech G29: то винтики мелкие не отвинчиваются и прокручиваются, то пальцы слишком у меня толстые, чтобы подлезть к плате и сделать необходимые манипуляции. В какой-то момент мне даже показалось, что я натурально ёбнул руль, дернув тоненький проводок, идущий от базы к кнопкам на руле (при замене баранки они сохраняются). Позже я узнал, что даже если бы оборвал провод, я бы просто лишил себя кнопок – на текущую минуту мне они даже не нужны и иногда мешают, но снимать их я уже не буду. Процесс замены руля Logitech G29 настолько сильно меня запарил, что я решил больше никогда не заниматься чем-то таким, не моддер я.
Ааще топ!
Стоит ли говорить, что, когда после замены баранки я подключил руль и включил комп, чтобы все проверить – он не шелохнулся при диагностике, я чуть не получил инфаркт. Мне даже было жалко не столько самого руля, сколько признавать тот факт, что вот эти три часа моих плясок с бубном в попытках навести модный мод – претерпели неудачу, а для мужика, в прошлом инженера – это прям удар по самолюбию. Какого же было мое расслабление, когда я увидел, что воткнул руль в USB 2.0, в котором он не работает, а не в USB 3.0 – фух, пронесло, все работает. Но да, из-за того, что площадь и вес баранки в 1.5 раза возросли, я потерял примерно 15-20% обратной связи, и все равно я считаю, что мод того стоит – ощущения гораздо круче, чем со штатным, но второй раз бы даже за деньги менять баранку не стал.
Идеальное место для релакса
И вот у меня, можно сказать, полноценный кокпит: кресло с низкой посадкой, настоящий руль на базе с форсед фидбеком, педали, шифтер и ручник на металлической стойке, большой моник, модная подсветка. Но нет предела совершенству, на Озоне мне встретился набалдашник от Скании для шифтера (Shifter Knob), который просто навешивается сверху штатного КПП и добавляет два дополнительных переключателя – делитель и демультипликатор, благодаря которым в ATS и ETS2 появляется 18 передач, как на настоящих грузовиках, с аналогичной схемой переключения.
Солидная и массивная штука
Сказано-сделано, перед новым годом я заказываю набалдашник для шифтера, и он мне приходит ровно через 14 дней, учитывая новогодние праздники – такой быстрой доставки из Китая у меня никогда не было. С креплением набалдашника возникли сложности, так как его посадочное место универсализировано, и рассчитано для крепления на широкий спектр шифтеров, поэтому пришлось поколхозить штатные крепления, которые не давали 100% стабилизации и образовывали люфт, который я по закону жанра победил спичками и изолентой. Привык я к большому количеству передач довольно быстро – сначала катался в ATS на универсальной раскладке в 18 передач, потом перешел в ETS2 и стал катать на MAN GX с раскладкой для Скании, потому что Скания мне сама по себе не нравится, но раз шифтер от нее, то почему бы и нет? Хотя, конечно, можно выставить любую раскладку, какую предлагает игра из списка.
Схема КПП Скании 16+2 передачи
Достойный обхват
Уже в момент, когда мне шел из Китая набалдашник для шифтера, я захотел себе секвентальную коробку передач, как альтернативу стандартному H-шифтеру с 6 передачами. Суть секвенталки в том, что это рычаг, который дергаем на себя для увеличения передачи, и от себя – для ее понижения. Такая модель КПП используется в первую очередь на раллийных тачках, но и на обычных гоночных также может встречаться. Как бы то ни было, а такой шифтер я рассматривал себе именно для всех гонок: Forza 5 (в 4й части нет поддержки ввода с множественных устройств, в 5й такая поддержка внедрена), Assetto Corsa (до нее я пока не дорос), Dirt Rally 2.0 (мой фаворит на текущую минуту), WRC10 (альтернатива Dirt) и даже Wreckfest – да, труЪ-симрейсеру катать в Форзу и Врекфест зашкварно, я даже получил свою дозу неадекватной критики в Стиме, но, полагаю, это все от зеленой зависти: вау, чел потратил кучу бабок, которых у меня нет, на кокпит, но играет в аркадные игры, а мне приходится с геймпадом мучиться в АЦЦ!!! FUUUUUUUUUUU
Солидная сборка секвенталки
Все металлическое и тяжелое, ну какой в пень пластиковый шифтер из 3д-принтера?
И вот, я выбираю секветальный шифтер, есть два более-менее варианта – совсем бюджетный, с пластиковым корпусом, собранный на 3D-принтере, и более дорогой, полностью металлический вариант с дюралевой рукояткой и усилием в 5кг для переключения передач. Угадай, что я купил? Ну да, экономить три тысячи уже не было никакого смысла, поэтому едем на всю катушку – отдал предпочтение металлическому варианту, и тут стала проблема: а как и куда его крепить?
Контролируйте свои оргазмы!
По началу я даже рассматривал возможность его крепления рядом с базой руля – судя по габаритам он кое как туда влезал, но подобное решение вообще идиотское. И вот мне повезло встретить официальный аддон для стойки Mooby VR – боковую стойку как раз для ручника или КПП, но так как ручник я уже приколхозил справа от штатного шифтера G29, то как раз этот аддон идеально подходил для секвентального шифтера на левую сторону стойки.
Панель управления ButtonBox
На этом я также не остановился, и у продавца, отправившего мне секвенталку (это отечественная сборка и разработка ребят из Ярославля), я увидел BottonBox двух вариаций – потом появилась третья с самым настоящим ключом зажигания, но мне такую некуда было крепить, поэтому я остановился на вертикальном буттонбоксе с двумя рычагами и шестью кнопками, на которые можно забиндить зажигание, включение фар и что угодно, что особенно актуально в ATS/ETS2. Для Форзы и Ралли буттонбокс не нужен, а вот для АЦ и АЦЦ (Assetto Corsa Competizione) может быть полезен.
Кокпит со всеми прибамбасами
Довольно прикольная штука, хотя, само собой, необязательная к приобретению, ведь он фактически дублирует кнопки на руле и на клавиатуре, но раз симрейсим, то симрейсим, а не размениваемся на мелочи. У рычагов два положения с обратной пружиной, то есть положение вверх рычага – одно нажатие, а положение вниз – второе, так что два рычага дают по итогу четыре бинда. У меня в ATS/ETS2 на рычагах стоит зажигание и управление прицепом – оч прикольно.
Супер-мега-топ-заебись!
На этом моменте можно было бы завершить историю, но она пока еще далека от финала, хотя сетап уже солидный вышел. Я видел на Ютубе, как парни катали с небольшим дисплеем, который по телеметрии передает данные от игр на экранчик, показывая номер передачи, скорость и обороты двигателя, то есть самые главные показатели. Есть самые разные варианты таких экранов, но найти на текущий момент что-то подходящее по цене и под мои потребности я не смог, наверное, придется идти на АлиЭкспресс, хотя я его ненавижу лютой ненавистью.
Телеметрия для ATS/ETS2
Впрочем, я решил вопрос для ATS/ETS2 с помощью небольшой программы, которая запускает на компе виртуальный сервер, создает локальную ссылку формата 192.168.0.333, при переходе на которую телефон или планшет выводит приборную панель со всеми нужными данными, даже с повреждениями грузовика и прицепа, а также с температурой двигателя и количеством горючки в баке. В углу приборки на планшете можно вывести фильмец, чтоб бубнил на фоне. С телеметрией я буду продолжать играться уже на программном уровне, пытаясь найти золотую и универсальную середину под все интересующие меня рейсинги.
Вид от 1го лица в кокпите
Чуть позже, уже совершенно случайно, я встречаю на Озоне боковые распорки и заднее ребро жесткости под мою стойку, благодаря которым она будет значительно стабильней. И вот тут я хочу сказать следующее: даже без этих усилений у меня все было устойчиво, но из-за мощной обратной связи при езде по бездорожью некоторые части конструкции тряслись – особенно это касается ручника. Особо мне такая тряска не мешала, но ты же помнишь – нет предела совершенству, поэтому я заказал эти металлические профили для усиления всей конструкции.
Боковые распорки и заднее ребро жесткости для стойки кокпита
И вот после установки креплений стойка стала на 100% стабильна и даже ни на миллиметр не дергается, получился топовый топ. В последние дни я добавил еще немного подсветки, но на текущий момент уже не знаю, что можно улучшить. Я думал взять специальное, как будто автомобильное кресло под стойку Mooby VR, но стоит такое кресло безумные 45 тысяч, а сделано из кожзама – говнище полное, за такие бабки можно на разборке найти кожаное кресло от старой иномарки, потрепанное, но на 100% аутентичное.
Финальный задний вид кокпита
Поиграв на финальной версии кокпита в Форзу 5, я понял – скучно, так что теперь больше времени буду уделять Ралли, которая меня увлекла аки раковник типа КС и аналогов. Простой и дружелюбный интерфейс, нет такого нагромождения меню и настроек, как в Assetto Corsa, но при этом сложность нереальная – на моем сетапе играть в такие игры очень классно, и теперь, судя по всему, я могу гордо называться симрейсером, забив в большей степени на остальные жанры. Для симрейсинга у меня даже отдельные носки, не специальные с подошвой, но тем не менее.
Мечты сбываются
https://www.ozon.ru/product/igrovoy-rul-logitech-driving-force-g29-rul-pedal-peredach-shifter-1243569864/
14955 р. * Стойка под кокпит Mooby VR
https://www.ozon.ru/product/mooby-vr-podstavka-dlya-igrovogo-rulya-913126354/
3048 р. * Ручной тормоз (доставка из Китая)
https://www.ozon.ru/product/tormoznaya-sistema-ruchnoy-tormoz-dlya-ralli-dlya-logitech-g29-g27-g25-g923-pc-64bit-hall-sensor-1158468720/
1737 р. * Металлический профиль для ручного тормоза
https://www.ozon.ru/product/kronshteyn-shiftera-byudzhetnyy-1005960525/
1157 р. * Крепление для нештатного руля для G29
https://www.ozon.ru/product/adapter-perehodnik-dlya-sportivnyh-igrovyh-ruley-logitech-g29-g920-g923-dlya-simreysinga-1247012247/
997 р. * Два увеличенных лепестка для нештатного руля для G29
https://www.ozon.ru/product/lepestki-dlya-igrovogo-rulya-logitech-g25-g27-g29-g920-g923-140mm-dlya-simreysinga-kokpita-1246951937/
3073 р. * Дрифтовое рулевое колесо 35 см диаметром, 9 см вылет, кожзам (в планах обтянуть натуральной кожей)
https://www.ozon.ru/product/sportivnoe-rulevoe-koleso-omp-style-kozha-sportivnyy-rul-dlya-vaz-toyota-zhiguli-i-drifta-417400123/
3494 р. * Набалдашник для шифтера с делителем и демультипликатором (доставка из Китая)
https://www.ozon.ru/product/usb-ruchka-kpp-rukoyatka-rychaga-korobki-pereklyucheniya-peredach-chernaya-pc-simulator-logitech-1171439417/
7614 р. * Секвентальный шифтер из металла (альтернатива из пластика из 3D-принтера стоит ~4000 р.)
https://www.ozon.ru/product/sekventalnyy-shifter-kpp-dlya-pk-simreysinga-so-strubtsinoy-1269499979/
3323 р. * Боковое крепление для стойки Mooby VR под секвентальный шифтер
https://www.ozon.ru/product/mooby-pr-podstavka-ruchnika-ili-kpp-dlya-podstavki-igrovogo-rulya-1346769076/
6722 р. * ButtonBox
https://www.ozon.ru/product/panel-upravleniya-button-box-b6t2-dlya-simreysinga-kokpita-1248334569/
4296 р. * Комплект усилителей для стойки Mooby VR (заднее ребро жесткости и боковые распорки)
https://www.ozon.ru/product/mooby-yp-poperechnyy-usilitel-karkasa-podstavki-dlya-igrovogo-rulya-1348674838/
https://www.ozon.ru/product/mooby-y-bokovoy-usilitel-karkasa-podstavki-dlya-igrovogo-rulya-1346787803/
300 р. * Доп. расходники: стяжки, изолента
300 р. * Комплект носков
Убежден, что такой кокпит, собранный менее чем за 100к, и имеющий в своем арсенале все необходимое – отличный вариант для начинающих симрейсеров. Считал только базу, кресло (+5000 р), подсветку (хз сколько), а также компьютерные комплектующие не считал. Само собой, все покупалось не за один день и было собрано примерно за 3 месяца.
Ну и для кружечки есть место!
Дополнительно посчитал, и на текущий момент такой бандл бы стоил 90к, и цена, как ты понимаешь, будет только расти. На любые вопросы с радостью отвечу, ибо симрейсинг для мужика – лучше, чем дотка, согласись.
Комментариев 9